Доходы населения в России готовы к росту, но пока небольшому

26 апреля 2017 00:00
Шохин Александр Николаевич
Шохин Александр Николаевич
Президент РСПП

 

Каков будет к концу года курс рубля, почему не стоит ожидать снижения налогов и что нужно, чтобы обелить теневой сектор экономики. На эти и другие вопросы "Российской газете" ответил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Каков будет к концу года курс рубля, почему не стоит ожидать снижения налогов и что нужно, чтобы обелить теневой сектор экономики. На эти и другие вопросы "Российской газете" ответил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

 

- Александр Николаевич, понимаем, прогнозы - дело неблагодарное. Но в пятницу ЦБ снова будет решать судьбу ключевой ставки. Значит, в какой-то степени и процентов по вкладам и кредитам. А какой эта ставка будет на конец года? Инфляция, курс рубля?

Александр Шохин: Относительно инфляции, думаю, что можно согласиться с прогнозом Минэкономразвития России - 4 процента выглядят достижимой целью. Прогнозировать ключевую ставку - дело, действительно, неблагодарное, но теоретически, исходя из прогноза по инфляции и темпов экономического роста, можно ожидать ее снижения до 7,5-8 процентов.

Курс доллара зависит не только от состояния российской экономики, поэтому, исходя из текущей ситуации, можно ожидать ослабление рубля, хотя, скорее всего, в меньшей степени, чем это ожидает Минэкономразвития России, которое ориентируется на 68 рублей за доллар США. Наш прогноз - 64-65 рублей за доллар.

 

- Насколько высока сегодня доля теневой экономики и что может ее сейчас сократить в первую очередь?

Александр Шохин: Доля теневой экономики велика.

Но необходимо различать "черный", абсолютно нелегальный сегмент и "серую" зону, над обелением которой надо работать и в которую попадает и бизнес, укрывающий от пристального взгляда налоговых органов часть операций, и самозанятые, не показывающие свои доходы. Думаю, что стоит подробнее остановиться именно на малом и микробизнесе как наиболее показательном примере.

Принуждать такой бизнес к обелению тяжело - субъектов много, в большинстве случаев это даже не малый, а микробизнес. Если ужесточать давление, существует риск, что они просто прекратят деятельность, и тогда это будет уже проблема государства - что делать с резко возросшим количеством безработных. Многие субъекты малого бизнеса ушли в тень, когда были приняты неоптимальные решения по повышению страховых взносов, и так там и остались.

Для того чтобы было интересно работать в белую, необходимо несколько компонентов. Это предсказуемость (не надо принимать внезапных решений об отмене налогового режима или введении нового платежа, особенно без адекватного переходного периода), обоснованный уровень фискальной нагрузки (попытка состричь еще немного шерсти с малого бизнеса нередко приводит к исчезновению всего стада).

Кроме того, важно максимально простое администрирование (каждый новый вид отчетности становится барьером для появления новых легальных субъектов малого бизнеса) и, конечно же, доверие (если малый бизнес постоянно ждет каверз со стороны органов власти, он будет искусственно ограничивать свое развитие).

Корпорация МСП делает очень многое для стимулирования малого бизнеса, но ее усилий, очевидно, недостаточно.

 

- Александр Николаевич, сегодня чиновники много говорят о том, что кризис закончился. Рост, пусть и небольшой, в промпроизводстве наметился, инфляция снижается и т.д. Однако реальные доходы населения как падали, так и падают, потребительский спрос не растет... Как бы вы оценили ситуацию в экономике сегодня?

Александр Шохин: Ситуация в экономике непростая. С одной стороны, опросы, которые ежемесячно проводит РСПП, свидетельствуют о росте оптимизма бизнеса в первые три месяца 2017 года по сравнению с прошлым годом. Улучшились оценки спроса, стабилизировалось финансовое положение компаний, субъективные оценки ситуации в экономике хоть и остаются в негативной зоне, но близки к нейтральным.

С другой стороны, компании по-прежнему отмечают недостаток оборотных средств, сложности с доступом к заемному финансированию, необходимость ограничивать инвестпрограммы. Реальные располагаемые доходы граждан в 2016 году упали на 5,9 процента, в этом году прогноз их динамики колеблется от 0 до +1 процента.

Базовый вариант прогноза Минэкономразвития России предусматривает рост ВВП в период 2018-2020 годов на 1,5 процента в год. Темпы роста инвестиций в основной капитал в базовом варианте не превышают двух процентов. Целевой сценарий выглядит оптимистичнее, но непонятно, какие именно реформы обеспечат столь существенное повышение темпов роста - проект плана действий правительства на 2017-2025 годы еще формируется.

 

- Насколько правильных ориентиров, на ваш взгляд, придерживаются власти (низкая инфляция, минимальный дефицит бюджета и т.д.)? Ряд экспертов говорит о том, что дефицит может быть и больше. Чем можно пожертвовать ради экономического роста?

Александр Шохин: Низкая инфляция важна для повышения доступности кредитных ресурсов, низкий дефицит бюджета позволяет обеспечить макроэкономическую стабильность, но это не самоцель.

Необходимо создавать благоприятные условия для экономического роста, для инвестиционных проектов, для повышения конкурентоспособности. Причем многие из мер не требуют, чтобы бюджет жертвовал деньгами. Отмена избыточных административных ограничений высвобождает серьезные ресурсы у компаний, как показывает работа по проекту "Повышение производительности труда", причем это не снижает защищенность работников или безопасность производства. Многие нормы и требования ориентированы на технологии прошлого века, и их отмена позволит экономить бизнесу время и деньги.

Что касается документов, подготовленных экспертным и деловым сообществом, в них есть блоки, которые необходимо продолжать обсуждать, и направления, где позиция делового сообщества едина, например, введение полноценной инвестльготы.

 

- Будут ли власти в этом году перераспределять налоговую нагрузку с прямых на косвенные налоги? Каким образом?

Александр Шохин: По поручению президента России в этом году органы власти и деловые объединения должны в этом году подготовить предложения по будущим контурам налоговой системы, законопроекты должны быть приняты в 2018 году. Такая работа ведется РСПП и на площадке Комитета Государственной Думы по бюджетной и налоговой политике, и в рамках подготовки соответствующего раздела Плана действий правительства на 2017-2025 годы. Так что в этом году реализации радикальных налоговых маневров, включая вариант 22/22, ждать не стоит. (Ранее минфин предложил налоговый маневр, предполагающий повышение НДС до 22 процентов и снижение страховых взносов до 22 процентов. Большинство бизнес-объединений выступило против, посчитав, что это приведет к росту налоговой нагрузки на 2,6 процента. - Прим. ред.)

 

- Возможно ли снижение налоговой нагрузки в 2017 году?

Александр Шохин: Хотя это и желательно, но маловероятно. Надеемся, что в 2017 году удастся решить несколько других важных для бизнеса задач в фискальной сфере.

Во-первых, на законодательном уровне должны быть установлены единые правила введения и взимания неналоговых платежей, а также упорядочена ситуация с так называемыми навязанными услугами. Такие обязательные платежи составляют значительную часть расходов бизнеса, при этом сейчас какой-либо прозрачности или предсказуемости при их установлении или администрировании нет.

Во-вторых, необходима тонкая настройка налоговой системы, например, в части трансфертного ценообразования, возврата на федеральный уровень льготы по налогу на имущество для нового оборудования и ряд других мер. Предложения готовятся в том числе на основании анализа правоприменительной практики.

В-третьих, предстоит определить контуры будущей системы фискальных льгот и стимулов. Пока остается развилка: точечная настройка существующей системы льгот или серьезное укрупнение разрозненных и плохо администрируемых стимулов до ограниченного числа максимально универсальных льгот.

РСПП на базе нескольких сформированных по инициативе Комитета Госдумы по бюджетной и налоговой политике, рабочих групп готовит предложения по этим и другим направлениям совершенствования налоговой системы. Надеемся, в начале июня будут сформированы и проведены первые обсуждения результатов деятельности рабочих групп.

 

 

источник: Российская Газета

Поделитесь