Для АПК Кубани сейчас благоприятный момент
Лидер Российского союза промышленников и предпринимателей рассказал о возможностях для экономического рывка в эпоху санкций, проблемах современного бизнеса и перспективах аграрного сектора Краснодарского края.
Лидер Российского союза промышленников и предпринимателей рассказал о возможностях для экономического рывка в эпоху санкций, проблемах современного бизнеса и перспективах аграрного сектора Краснодарского края.
- Александр Николаевич, сейчас на разных уровнях обсуждаются возможности для экономического рывка. В частности на недавнем заседании Госсовета о необходимости увеличить конкурентоспособность реального сектора говорил президент. Сколь серьезны конкретные предложения по этой тематике?
- Глава государства озвучивал эти предложения не как экспромт. Они действительно серьезно проработаны с правительством. По многим направлениям либо подготовлены соответствующие проекты законов и нормативно-правовых актов, либо они уже внесены на рассмотрение Госдумы. В частности законы «О промышленной политике» и «О территориях опережающего развития» прошли через правительство, вскоре они окажутся в парламенте. А закон «О государственно-частном партнерстве» уже принят в первом чтении, правда, он застрял во втором. О том, что делается и что предлагается сделать, много говорилось на сочинском форуме. В концентрированном виде на Госсовете президент изложил все направления обеспечения этого рывка конкурентоспособности. И это не только способ преодолеть ограничения, связанные с санкциями, которые распространяются на поставки высокотехнологичного оборудования, банковский и финансовый сектор, на ряд крупных компаний и так далее. Когда планировали заседание Госсовета, а это было еще в начале года, данная тема уже была обозначена как повышение конкурентоспособности в условиях членства в ВТО.
В нынешней ситуации экономического спада, который связан не только с санкциями, но и некоторыми структурными проблемами в экономике, речь идет действительно о рывке. Но этот рывок осуществить за два года совсем непросто. Поэтому по каждому из направлений, о которых говорил президент, нужна программа действий. В частности это касается создания благоприятного инвестиционного климата.
Не мешайте бизнесу!
- Многие предприниматели считают, что этот климат нуждается в улучшении. Что вы об этом думаете?
- Прежде всего благоприятный климат - это когда никто не мешает работать. Скажем, сегодня фискальная нагрузка на бизнес либо выдавливает многих предпринимателей в тень, либо они вообще перестают заниматься бизнесом, считая, что им лучше жить на пособие, чем зарабатывать небольшие деньги в условиях страховых платежей, высоких налогов и всего прочего. Летом правительство предложило несколько идей, как повысить те или иные налоги, чтобы наскрести недостающие поступления в бюджет. По оценкам экономистов, не хватало триллиона рублей. Тут и пришло понимание, что этих денег не будет. Ставки повысятся, но налоговая база может сократиться. Дискуссия не закончена. Новых налогов пока нет, но премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что рекомендации регионам даны.
Ведь как хотели ввести налог с продаж? Дать право регионам вводить этот налог - до 3%. От этой идеи отказались, но дали право применять сборы. Сборное ведение торговой деятельности и бизнеса в области общественного питания, сбор на услуги такси и так далее. По факту это тот же налог с продаж, только с другим названием. Поэтому нужно внимательно смотреть за активностью правительства, чтобы, отказываясь от каких-то скандальных нововведений, в налоговой сфере не вводились менее заметные, но отрицательно влияющие на бизнес сборы.
- Можете привести такие примеры, однозначно негативно сказывающиеся на предпринимательской деятельности?
- Вот, к примеру, уже прошел через правительство законопроект, который отбирает у бизнеса, по сути дела, старую льготу на амортизационную премию, за счет которой часть оборудования быстро амортизировалась. Это делалось для того, чтобы был стимул приобретать новую технику и ускоренно списывать затраты на нее. Сейчас возникла идея обложить это амортизированное оборудование дополнительными имущественными налогами.
Инициатив такого рода много, и если их просуммировать, можно заметить, что реальная налоговая нагрузка растет. Еще предпринимателей, малых и крупных, беспокоит переход к кадастровой оценке земли с целью обложения ее налогом на недвижимость. А ведь есть много случаев, когда по кадастру оценка выше рыночной. Понять местную власть можно. У них нет денег в бюджете. Вот и завышают кадастр, нанимая своих оценщиков. Оспорить эту оценку в суде достаточно непросто.
Или, например, водный налог. Он не изменялся уже 10 лет, вот и решили за три года его проиндексировать с запасом. Налог вырастет в три с половиной раза. Для многих предприятий это существенный расход.
Барьер еще не взят
- Правительство постоянно изыскивает варианты пополнения бюджета. И после каждой «находки» предприниматели хватаются за головы…
- Поэтому мы предлагаем применять на все налоговые инициативы процедуру оценки регулирующего воздействия. Она существует официально. Все проекты правовых актов оцениваются с точки зрения того, как они влияют на бизнес. Но ставки налогов выведены из-под этого механизма. В этой связи бизнесу и РСПП нужно держать руку на пульсе и не только на макро-
экономических площадках дискутировать, а надо ли вводить налог с продаж или повышать НДС. Нужно еще и отслеживать каждую мелочь. Общая направленность стремлений заявлена абсолютно правильно - налоговая нагрузка не должна повышаться. Но по факту она будет потихоньку расти в 2015 году. И для некоторых категорий бизнеса это будет достаточно заметно.
- С налоговой нагрузкой все ясно. Как быть и что делать с административными барьерами?
- Это второй фактор, который может повлиять на условия роста экономики. В последнее время многое сделано в этом направлении, в частности «дорожные карты» по улучшению бизнес-климата. Так называемая предпринимательская инициатива направлена на то, чтобы сократить и сроки различного рода процедур - выдачу лицензий, разрешительной документации и упростить сами эти процедуры и их количество. Многое сделано и в области таможенного администрирования, присоединения к сетям, и по разным другим направлениям. В то же время давление надзорно-контрольных органов остается очень высоким. Постоянно добавляются виды надзора и контроля по самым разным областям. И складывается ситуация, что бизнесу не прокормить эту ораву контролеров и проверяющих. В одних видах деятельности выездные камеральные проверки упорядочены, но в других это только предстоит сделать.
По корейскому пути
- Большим шагом в этом направлении была бы реализация идеи Владимира Путина, высказанная им в прошлом году, о создании информационного портала всевозможных проверок. Как считаете?
- По идее, ни одна проверка не должна проводиться, пока не появится ее номер на этом интернет-ресурсе. Более того, здесь должны публиковаться и результаты проверок. Тогда будет хотя бы информационная прозрачность и можно увидеть - придрались по делу или нет. Или просто занимались вымогательством. При таком механизме «темные» схемы уже не пройдут.
Обязательно должен быть принят закон о государственном надзоре и контроле. Минэкономразвития сейчас разрабатывает общую концепцию, и мы ее поддержали. Единственное, нам бы хотелось, чтобы этот документ назывался законом о защите бизнеса, а не о муниципальном контроле. И еще. Уверен, что надзор и контроль нужно разводить. Сейчас одни и те же органы и надзирают, и контролируют, а иногда они же устанавливают правила игры - это замкнутый круг.
- Как вы оцениваете бурную деятельность по импортозамещению, развернувшуюся после вступления в силу торговых санкций?
- Уверен, здесь не должно быть специальной программы. Когда-то была программа конверсии оборонных предприятий. И оборонке приходилось выпускать сковородки и коляски. Сегодня мы этого себе позволить не можем. Нужно действовать на перспективу. К примеру, заводу скажут - давайте производите оборудование для арктического глубоководного бурения, вот вам американская машина - разберите ее, соберите. Так делали китайцы, чтобы не платить за интеллектуальные права. Но если мы будем лишь копировать и тиражировать, это будет технология догоняющего развития. Чтобы осуществить технологический рывок, необходимо сократить разрыв.
Самое главное - быть успешными в глобальной конкуренции. А для этого, повторюсь, надо не просто тиражировать то, что уже сделано, а двигаться вперед. Те же корейцы и китайцы - классический пример. 20 лет назад я впервые был в Корее. Посещал заводы. Они тогда занимались только отверточной сборкой для японских партнеров, на поколение отставали от Японии и Европы. А потом стали двигаться вперед. Нам тоже необходимо действовать таким образом.
Инвесторов нужно защищать
- Кубань - сельскохозяйственный регион. Власти края рассчитывают, что сложности во внешней политике могут обернуться дивидендами для местного АПК. Насколько эти надежды обоснованны?
- Краснодарский край как аграрный регион должен сделать рывок в обеспечении страны сельхозпродукцией и заместить пресловутый невкусный импорт. Основания для этого есть, тем более что Кубань довольно серьезно инвестировала в переработку и АПК. Сейчас благоприятный момент. И понимая, что спрос может расшириться, стоит серьезно заниматься производством. Причем заниматься, делая акцент на высокую конкурентоспособность продукции, чтобы качество не хромало. Иначе может получиться так: решили занять нишу, расширили производство, потратились, а через год иностранцы с дешевой продукцией вернулись и возвратили свои позиции. Так что сейчас нужно поддержать и защитить тех, кто инвестировал в производство, обновление и расширение. И эту поддержку отечественного производителя правительство должно пообещать бизнесу надолго, дать определенные гарантии.
- Значит, инвестиции в аграрный сектор сегодня наиболее перспективны?
- Дело не только в санкциях. АПК в любом случае - это наше долгосрочное конкурентное преимущество. Сейчас весь мир отказывается от ГМО, и надо постепенно переориентироваться на все то, что называется «эко», «био» и так далее. Это та ниша, которая будет востребована в ближайшие десятилетия.
Экологически чистые продукты, конечно, дороже. К сожалению, у нас не сложилась культура предпочтений. Скажем, хотя все склонны соглашаться, что турецкие помидоры хуже кубанских, но зачастую покупают импортные, потому что они дешевле. А ведь верхняя часть среднего класса вполне может переходить на высококачественные продукты. И это большая статья экспорта. Даже в Китае сейчас идет спрос не просто на продовольствие, а именно на биологически чистые продукты, потому что многие начинают думать о своем здоровье. Пора бы об этом задуматься и нам.
Газета Юг Times