Александр Шохин обозначил важность инфраструктурных инвестиций

05 сентября 2024 года Президент РСПП Александр Шохин принял участие в сессии ВЭФ «Развитие инфраструктуры как доминанта евразийской интеграции».

В ходе дискуссии, которую провела ведущая телеканала РБК Элина Тихонова, обсуждалась растущая значимость инфраструктурных проектов для экономики и геополитики, а также их влияние на товарооборот между Россией и восточными странами, достижения в железнодорожной, дорожной и портовой инфраструктуре, перспективы их развития, а также задачи, стоящие перед страной в восточном направлении. Также рассматривались возможности взаимодействия государства, компаний и финансовых институтов для достижения эффективных результатов в этой сфере.

С докладами выступили первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев, первый заместитель генерального директора по стратегии и развитию ГК «Дело» Александр Иодчин, первый заместитель председателя правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Игорь Коваль, генеральный директор управляющей компании «Бамстроймеханизация», главного строительного подразделения ГК «Нацпроектстрой» Вусал Исмаилзадэ, Член правления Банка ВТБ (ПАО) Виталий Сергейчук, первый заместитель председателя, член правления ВЭБ.РФ Николай Цехомский, первый вице-президент АО «Газпромбанк» Алексей Чичканов.

Говоря о современных экономических вызовах и необходимости устойчивого развития инфраструктуры Александр Шохин подчеркнул важность инвестиций в этот сектор: «Мы в РСПП вместе с Национальной ассоциацией инфраструктурных кредиторов проводим не только расчеты по влиянию на инфляцию, но и подсчитываем мультипликативный эффект от вложений в инфраструктуру, у нас получается где-то 1 к 5. Самый высокий мультипликативный эффект – это инвестиции в инфраструктуру. Кстати, на Съезде РСПП весной мы докладывали Президенту наше предложение: в частности, создать фонд инфраструктурных проектов, фонд развития инфраструктуры не только транспортно-логистической, но и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Надо думать и о «мягкой» инфраструктуре, которая должна сопутствовать этой «жесткой», «каркасной», скажем так, инфраструктуре. Это позиция и самих инфраструктурных компаний, более того, и индустриальный сектор также заинтересован в развитии инфраструктуры. Не случайно у промышленных компаний самая востребованная субсидия –логистическая, которую дает Минпромторг. Потому что произвести — это одно дело, а доставить до потребителя – не менее важная задача, поскольку цель производства - удовлетворить спрос».

«Российский рынок не такой большой, чтобы эффективно развивать новые виды производств и производить новые продукты, нужно завоевывать и внешние рынки. Отсюда у производителей большой запрос на инфраструктуру, на снятие инфраструктурных ограничений, бутылочных горлышек и так далее. Именно поэтому мы присутствуем сейчас на обсуждении темы, где ключевое слово доминанта – не просто инфраструктура, это доминанта не только евразийской интеграции, но и экономического развития страны», - отметил Президент РСПП.

В рамках подготовки предложений в план действий по реализации «Евразийского экономического пути» мы провели опрос бизнеса о конкретных шагах решения поставленных задач.

Необходимо обеспечивать придерживаться комплексных подходов, сочетающих развитие не только «жесткой», но и «мягкой» инфраструктуры. Здесь ключевая вещь – это кадры для инфраструктуры. Вчера на некоторых сессиях наши инфраструктурные компании начинали с кадровой проблемы для реализации не только своих инвестиционных проектов, но и для текущей деятельности. И, безусловно, очень важно обеспечивать это сопряжение «мягкой» и «жесткой» инфраструктуры, а во-вторых, сопряжение международных транспортных коридоров в рамках евразийского транспортно-логистического каркаса. К сожалению, целостного подхода по использованию возможностей всех маршрутов евразийского каркаса пока нет. Обход России считается более безопасным вариантом с точки зрения геополитики, вторичных санкций и так далее. Но в то же время экономика показывает, что все маршруты этого каркаса, идущие через Россию, оказываются более экономически выгодными.

Существенное снижение издержек и сроков реализации проектов возможны благодаря активной поддержке национальных и международных регуляторов и формировании специальных льготных режимов, в том числе налогового, таможенного и технического регулирования.

Отдельное направление – модернизация на основе наиболее современных технологических решений. Еще одно «технологическое решение» – дальнейшее наращивание контейнеризации перевозок как эффективной формы транспортировки по коридорам и маршрутам «Евразийского транспортного каркаса». По оценкам ЕАБР, повышение контейнеризации грузопотоков позволит повысить маршрутную скорость движения грузов с 500 до 1000 км в сутки.

«Учитывая мощный мультипликативный эффект инфраструктурных инвестиций, на мой взгляд, нельзя сейчас сокращать масштабы финансирования инфраструктуры. Во-первых, у нас накоплен очень большой потенциал в инфраструктурных компаниях, и кадровый, и с точки зрения оборудования, а также возможности мобилизации этого оборудования в любой точке страны. На мой взгляд, мы обязаны использовать этот потенциал в полной мере», - отметил Александр Шохин.

Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев рассказал о масштабном проекте – Байкало-Амурской магистрали: «Развитие Дальнего Востока напрямую связано с транспортной инфраструктурой. Города и поселки, через которые проходит БАМ, будут переживать ренессанс, о чем сами говорят проживающие там люди. Они ожидают, что город станет другим, приедет больше людей и территории станут центром притяжения России. Раньше люди оттуда уезжали, а сейчас происходит обратное движение. Прилегающие города и поселки становятся привлекательными для проживания. Сегодня именно стройка раньше всесоюзная, сейчас всероссийская способна сделать задел на будущее лет на 50. Это большое государственное планирование, к которому мы вновь вернулись».

Говоря о перспективах развития БАМ, генеральный директор управляющей компании «Бамстроймеханизация», главного строительного подразделения ГК «Нацпроектстрой» Вусал Исмаилзадэ отметил: «Мы в этом году заканчиваем реализацию второго этапа БАМа, что позволяет инфраструктурно перевозить более 180 миллионов тонн, то, что касается железных дорог. Естественно, мы готовы к третьему этапу, также его практически досрочно достроить. Строится не только БАМ, но и вся сопутствующая инфраструктура. С нашей стороны мы активно участвуем в процессе социальных вопросов регионов. Реализация БАМа позволяет запустить миграционный процесс в обратном направлении. Приезжая туда, люди уже видят не тайгу, а развивающуюся инфраструктуру, в первую очередь, рабочие места для местного населения».

Продолжая тему финансирования ключевых проектов инфраструктуры, первый заместитель председателя, член правления ВЭБ.РФ Николай Цехомский отметил стратегическую необходимость финансирования в инфраструктуру: «Отбор проектов начинается, в первую очередь, с готовности проекта для финансирования. Мы как институт развития фокусируемся на двух основных главных задачах: это безусловно, тема, связанная с промышленностью высоких переделов и инфраструктурой. Россия вся про инфраструктуру. Это огромная страна и ее большая протяженность означает, что нам надо очень много вкладывать в инфраструктуру. Инфраструктура, раз мы сегодня говорим о доминанте и теме евразийской интеграции, евразийского партнерства, это не только наша тема, это тема вообще глобальная, мировая. Поэтому, имея такие большие пространства и большие возможности, мы должны стать главной транспортной артерией, в принципе, для соединения Востока и Запада. Рано или поздно эти отношения будут налажены, и, безусловно, эти потоки будут. Это и Север-Юг, это и Восток-Запад, поэтому тема инфраструктуры имеет очень большой мультипликативный эффект на экономику и на экономики. Наша роль как института развития – помочь банкам. Мы не самый крупный банк, но мы институт, который помогает коммерческим банкам профинансировать эти большие и сложные проекты» - сказал Николай Цехомский.

По словам первого вице-президента АО «Газпромбанк» Алексея Чичканова самый большой мультипликативный эффект от инвестиций, это инвестиции в инфраструктуру. «И когда встает вопрос о том, как перераспределять субсидии, на мой взгляд, ответ достаточно очевидный. В первую очередь именно в сторону инфраструктуры, потому что благодаря этим инвестициям раскрывается целое поле возможностей для всех остальных отраслей. И для производства, и для социального сектора в том числе. Логистика не успевает за тем объемом рыночного спроса, который производит наше промышленное предприятие. Но это абсолютно нормальная ситуация».

Первый заместитель председателя правления, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» Игорь Коваль отметил возможности экспорта технологических инноваций: «Накопленный опыт у нас достаточно большой, поскольку на сегодняшний день госкомпания «Автодор» управляет сетью скоростных, преимущественно платных дорог, превышающих 5000 километров на текущий момент. И все комплексные решения, позволяющие реализовывать и автоматизированную систему управления дорожным движением, и систему взимания платы, имеются в нашем распоряжении. И, собственно говоря, дорога на сегодняшний день не ограничивается только ездовым полотном. Сегодня это инфраструктурная комплексная услуга, которая не просто дает комфорт, безопасность и повышает скорость передвижения как грузов, так и пассажиров, но еще и создает максимальный объем удобств. Сегодня мы действительно рассматриваем те проекты, которые мы реализуем, не как просто автомобильную дорогу, качественную, скоростную, но как комплексную инфраструктурную услугу».

IX Восточный экономический форум (ВЭФ) проходит во Владивостоке с 3 по 6 сентября 2024 года под девизом: «Дальний Восток-2030. Объединим усилия, создавая возможности».

Поделитесь