В Краснодаре состоялся круглый стол «Умное регулирование – прямой диалог власти и бизнеса»

Обложка новости

В Краснодаре в рамках краевого форума малого и среднего бизнеса «Дело за малым!» при поддержке Минэкономразвития России состоялся круглый стол «Умное регулирование – прямой диалог власти и бизнеса»

Форум малого и среднего бизнеса «Дело за малым!» стал ежегодной и уникальной площадкой для активного взаимодействия представителей органов власти и бизнес-сообщества. В этом году на мероприятие зарегистрировались почти 30 тысяч человек, предприниматели из 70 регионов страны. Если сравнивать с форумом 2018 года, то число участников увеличилось почти в два раза. Информационная кампания охватила более 136 млн человек по всему миру. Основной темой Форума в 2019 году стал человеческий капитал. За два дня участники смогли посетить более 100 мероприятий: семинары, лекции, бизнес-игры, круглые столы, мастер-классы, панельные дискуссии, презентации и т.д.

В целом задача мероприятия – объединить предпринимателей Кубани и других регионов России, представителей бизнес-сообщества, федеральной и региональной власти, общественных организаций.

Организатор форума – департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.

В целях развития и совершенствования института оценки регулирующего воздействия на региональном уровне 18 октября 2019 г. в рамках форума при поддержке Минэкономразвития России состоялся круглый стол «Умное регулирование – прямой диалог власти и бизнеса».

Необходимо отметить, что круглый стол стал одним из самых живых и интересных деловых мероприятий форума. Диалог получился динамичным продуктивным, насыщенным острыми вопросами и предметными обсуждениями наиболее важных проблем, волнующих бизнес. Это говорит о неподдельном интересе к данному направлению.

В мероприятии приняли участие представители органов государственной власти, уполномоченных в сфере оценки регулирующего воздействия, из 14 субъектов Российской Федерации, муниципальных образований края – лидеров муниципального рейтинга по ОРВ, аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае, руководители Общественной палаты Краснодарского края и крупнейших краевых общественных организаций Краснодарского края, представляющих интересы бизнеса: «Деловая Россия», «ОПОРА РОССИИ», «РСПП», «Торгово-промышленная палата Краснодарского края», «Союз транспортников Кубани», «Торгово-Рыночная гильдия Кубани», «Ассоциация малого и среднего предпринимательства Краснодарского края», представители бизнеса.

Модератором круглого стола выступил Александр Полиди, заместитель секретаря Общественной палаты Краснодарского края, доктор экономических наук, заслуженный экономист Кубани.

Специальным гостем и ключевым спикером мероприятия стал Владимир Зебрев, исполняющий обязанности заместителя директора Департамента оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития Российской Федерации.

В ходе своего выступления Владимир Юрьевич представил наиболее интересные федеральные и региональные практики, рассказал о перспективах развития института ОРВ в России, а также затронул вопросы реализации механизма «регуляторной гильотины».

«Устойчивым трендом на федеральном уровне является то, что нормативных актов принимается все больше. Сегодня есть много интересных практик. Есть примеры, когда мы поддерживаем бизнес, но есть и такие примеры, когда издержки бизнеса признаются обоснованными и их необходимость вызвана текущей ситуацией».

«ОРВ – это дорога с двухсторонним движением. Это институт прямого взаимодействия бизнеса и власти, который не даст результата, если заинтересована будет только одна сторона», – отметил в ходе мероприятия Владимир Зебрев. – «На федеральном уровне мы создали всю необходимую инфраструктуру и готовы активно содействовать в ее применении на региональном уровне»

«Институт ОРВ в регионах функционирует достаточно давно – с 2014 года все проекты актов, которые могут оказать воздействие на бизнес, проходят процедуру ОРВ не только на федеральном, но и на региональном уровне. Мы видим существенное изменение ситуации в регионах в указанном направлении, как в нормативном отношении, так и в количестве сэкономленных средств бизнеса на выполнение избыточных требований» – рассказал Владимир Зебрев.

Владимир Юрьевич отметил уровень развития ОРВ в Краснодарском крае: «По итогам проводимого нами регионального рейтинга в части ОРВ по итогам 2018 года Краснодарский край занял 1 место среди всех регионов и это говорит о многом. В регионе эффективно налажены диалог с бизнесом и взаимодействие с законодательным органом. Положительный опыт Краснодарского края мы ставим в пример другим регионам»

Также в качестве положительного примера Владимир Юрьевич привел практику проведения ОРВ в Московской области о введении ограничения количества «нелегальных» перевозчиков:

Ряд индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществляют деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси с разрешением, не уплачивая налоги. Законопроектом предлагалось установить максимальное количество транспортных средств в регионе в размере 75 000 единиц, а выдачу дополнительных разрешений осуществлять по результатам аукциона, проводимого в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Московской области. Однако согласно проведенным расчетам потери доходов субъектов предпринимательства составят 9,5 млрд. рублей в год. Во избежание возможных издержек разработчику рекомендовано увеличить размер максимального количества транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области, а также установить переходные положения с целью устранения возможных рисков, вызванных принятием законопроекта.

В ходе ответа на многочисленные вопросы и.о. заместителя директора подчеркнул: «Проект ОРВ состоялся, когда перешел на все уровни. К нам прислушиваются. Проблема, над которой стоит работать, заключается в наличии случаев, когда после нашего заключения документ меняется, а ее решение – в установлении механизмов «отлова» таких документов в целях недопущения таких случаев. Позиция ОРВ должна присутствовать в финальном тексте документов».

«Например, в Смоленской области в целях исключения риска непрохождения проектами НПА процедуры ОРВ указом губернатора введена обязанность разработчиков на стадии разработки проекта направлять в уполномоченный орган в сфере ОРВ для подготовки информации (мнения) о необходимости проведения ОРВ в соответствии с предметной областью либо об отсутствии такой необходимости. Без указанного документа либо заключения об ОРВ проект НПА не принимается для прохождения правовой экспертизы и дальнейшего рассмотрения администрацией. Данная практика применяется также в отношении проектов областных законов.»

В рамках неофициальной части мероприятия Владимир Зебрев представил обзор участия регионов в ОРВ проектов НПА, влияющих на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, отметив активное участие Краснодарского края.

«Результаты участия регионов в работе над федеральными законодательными инициативами подтверждают эффективность проводимой работы в этом направлении».

В качестве спикера конференции выступил депутат Законодательного Собрания Краснодарского края, заместитель председателя Законодательного Собрания Краснодарского края – председатель комитета по вопросам промышленности, инвестиций, предпринимательства, связи, потребительского и финансового рынков, внешнеэкономической деятельности Сергей Алтухов.

Сергей Викторович рассказал об участии Законодательного Собрания Краснодарского края в процедуре ОРВ, очевидных преимуществах и пользе от ее проведения и отметил необходимость продолжения работы по популяризации данного направления.

«Важно, чтобы все проекты НПА проходили ОРВ. Чем больше точек зрения мы получим, тем более демократичным будет наше законодательство», – подчеркнул заместитель председателя ЗСК.

Заместитель руководителя департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Анастасия Шишмарева презентовала успешный опыт Краснодарского края в сфере эффективного взаимодействия с бизнес-сообществом в рамках ОРВ и рассказала о последних изменениях в краевом законодательстве в этой сфере.

Интересный опыт по внедрению механизма «регуляторной гильотины» на региональном уровне представлен Вологодской и Новосибирской областями.

Ростовская область представила интересную практику проведения экспертизы в области тарифов на платные ветеринарные услуги.

Об особенностях организации процедуры ОРВ в регионе рассказали представители Тюменской области. Республика Дагестан и Сахалинская область поделились последними изменениями в региональном законодательстве в сфере ОРВ.

Ленинградская область представила обзор примеров судебной практики в сфере ОРВ: «Что-то видимо не так, если появляется третья сторона – суд. Суды говорят, что ОРВ проводить надо! Факт наличия отрицательной оценки ОРВ имеет значение».

Также выступили представители бизнеса.

«Бизнес знает, что такое ОРВ – это результативный инструмент улучшения делового климата и борьбы с административными барьерами. Мы видим обратную связь, нас слышат» – от лица всех присутствующих общественных организаций отметила Екатерина Мамий, заместитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае.

«Очевидно, что справедливым для всех регулирование быть не может. ОРВ – это механизм достижения равновесия и определенного баланса сил, ведь экономический интерес всегда двусторонний» – подвел итоги дискуссии Александр Полиди.

Тематика круглого стола была настолько обширна и многогранна, что все спикеры и участники мероприятия поддержали важность и необходимость проведения такого рода мероприятий, диалог состоялся.

В ходе визита в Краснодар участники круглого стола посетили стадион ФК «Краснодар» и территорию одноименного парка.

Цитаты представителей бизнеса по итогам проведенного в рамках Форума «Дело за малым!» круглого стола «Умное регулирование – прямой диалог власти и бизнеса»:

Даниэль Башмаков, председатель Краснодарского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»: «ОРВ – это нужный и правильный механизм, который без учета мнения бизнеса утрачивает смысл и остается только в отчетах чиновников.»

Сергей Огурцов, заместитель Председателя Краснодарского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей, первый исполнительный вице-президент Ассоциации «Объединение работодателей Краснодарского края»: «Оценка регулирующего воздействия является важным элементом работы регионального отделения. Краснодарское отделение РСПП постоянно занимается оценкой действующих и проектов нормативных актов. По итогам рейтинга Минэкономразвития России, Краснодарский край в 2018 году вышел в лидеры по качеству проведения оценки регулирующего воздействия среди регионов. Краснодарское отделение РСПП вносит значительный вклад в эту работу. Наступило такое время, когда мы можем повлиять на принятие нормативной базы, которая учитывала бы интересы бизнеса».

Светлана Роман, генеральный директор Союза «Торгово-Рыночная гильдия Кубани»: «Польза от такой формы взаимодействия как ОРВ очевидна – мы, представители малого и среднего бизнеса, обладающие знаниями и практикой в своей отрасли (сфере торговли, рыночной отрасли), получили возможность активно участвовать в процессе нормотворчества путём направления замечаний и предложений по проектам нормативно правовых актов. Появилась возможность донести точку зрения бизнеса, отстоять свою позицию».

Поделитесь